ДЕФЕКТОЛОГ СОВЕТУЕТ

Лексическая тема: «Дикие животные  и их детеныши. Кто как готовиться к зиме»

для детей 5-7 лет        

1. Рассмотреть  с детьми иллюстрации с изображением зверей наших лесов - зайца, белки, волка, медведя, ежа , лисы и лося. Отметить их внешние признаки. Поговорить с ребенком, какие дикие животные живут в наших лесах. Уточнить понимание обобщающего понятия «дикие животные». 
2. Вспомнить о том, где живут животные, чем питаются, как готовятся  к зиме, как приспосабливаются к  суровым условиям зимы, как спасаются от холода.

3. Вопросы для проверки знаний ребенка.

- Как можно назвать одним словом: медведя, лису, волка, зайца?
- Почему этих животных называют дикими?

4. Упражнение «Назови признак» на подбор существительных к прилагательным.
Медведь, какой? (бурый, косолапый, неуклюжий)
Волк, какой? (серый, зубастый, страшный)
Лиса, какая? (хитрая, пушистая, рыжая)
Заяц, какой? (маленький, длинноухий, пугливый)

5. Упражнения «Кто что делает?» на подбор глаголов к существительным.
Медведь (что делает?) - спит, переваливается, косолапит ...
Лиса (что делает?) – охотится.
Волк (что делает?) – воет, охотится.

6. Упражнения «Кто у кого» в словообразовании.
У медведицы - медвежонок (медвежата).
У лисицы - лисята
У белки - бельчата
У волчицы - волчата
У ежихи - ежата
У зайчихи – зайчата

7.  «Назови семью»
Папа - медведь, мама - медведица, детеныш - медвежонок/
Папа - волк, мама - волчица, детеныш - волчонок
Папа - еж, мама - ежиха, детеныши -ежата
Папа - заяц, мама - зайчиха, детеныши -зайчата
Папа - лис, мама - лисица, детеныши - лисята
8. «Назови ласково»
Заяц - зайчишка, зайка, зайчик.
Лиса – лисички, лисята, лисонька.
Медведь – медвежонок.
Волк – волчонок.
Еж - .ежонок.
Белка – белочка.
Лось - лосенок.


9. Упражнение «Чей хвост?»Учимся образовывать притяжательные прилагательные.
Однажды утром звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца - хвост волка, у волка - хвост лисы, у лисы - хвост медведя... Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?» (лисий, волчий, заячий, медвежий)
Как закрепление материала желательно выполнить упражнение «Измени слова по образцу».
Нос лисы - лисий нос.
Лапа лисы - лисья лапа.
Глаза лисы – лисьи глаза.
Нора лисы – лисья нора.

10. Упражнение «Скажи, когда много» на употребление существительного в родительном падеже множественного числа.
Один волк в лесу, а в стае много волков. Один медведь - много медведей. Один ёж - много ежей.
Одна белка - много  белок. Одна лиса - много лис.
 
12. Упражнение «Скажи, когда1-2 5»» на употребление существительного в родительном падеже множественного числа.
Один волк, два волка, пять волков
Одна волчица, две волчицы, пять волчиц.
Один волчонок, два волчонка, пять волчат.
Один заяц, два зайца, пять зайцев.
Одна лиса, две лисы, пять лисиц.

13. Упражнение «Наоборот» - учимся подбирать антонимы. 
Лось большой, а заяц - маленький.
Белка слабая, а волк - сильный.
У волка хвост длинный, а у медведя - короткий.
Лиса - хищное животное, а заяц - травоядное.

14. Развитие связной устной речи без опоры на вопросы и наглядность
Заяц зимой
Заяц к зиме не готовится. Он спит в снегу под кустом. Заяц спит, а глаза не закрывает. Запасов заяц на зиму не делает, он питается травой, которую отыскивает под снегом и корой молодой осины. Заяц боится своих врагов: лисы, волка и охотника. От врагов его спасают быстрее ноги и острый слух.
- Где спит зимой заяц?
- Чем питается зимой заяц?
- Кто враги зайца?
- Что спасает зайца от врагов?

15. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Шелушит орехи мелко.
Ну конечно, это ...
(белка)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пышный хвост-краса,
Кто это? ...
(лиса)

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Дл зимы - другого цвета. (заяц)

16. Развитие мелкой моторики. Упражнеия для пальчиков.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки
(Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
Лисичке - сестричке, Воробью, Синичке, Мишке толстопятому,
Заиньке усатому. (Загибать по одному пальчику, начиная с большого пальца) Кому в платок, Кому в зубок,
Кому в лапочку. (Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками)

17. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение.
Зайчик.
Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки...
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капусту сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен.
Страшно в лапы волку
Серому попасть...
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится -
Неба не видать.
Только б потеплее,
Только бы посуше...
Очень неприятно
По воде ступать.
(А. Блок)

18. Ознакомление с художественной литературой.
- Вспомнить русские народные сказки, в которых упоминаются животные наших лесов.
- Прочитать украинскую народную сказку «Рукавичка». Уточнить какую сказку она напоминает. («Теремок») Что общего в этих сказках? В чем различие?
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий